суббота, 14 декабря 2013 г.

Обществознание #5

Многообразие путей и форм общественного развития 

Общественное развитие- процесс развития единого социального организма, характеризующийся необратимостью, направленностью и закономерностью.
Существуют две схемы общественного  развития:

1)Циклическая: исторические этапы общественного развития не заменяют друг друга по восходящей линии развития, а просто приходят на смену друг друга

2)Линейно-восходящая: общество проходит ряд исторических, последовательных этапов, заменяющих друг друга 

Стадиальный подход


Рассмотрение истории как бесконечного процесса единого рода человеческого. Это движение осуществляется в некотором общем направлении с прохождением определенных периодов — стадий. Типичный пример — членение истории, схема «древний мир — средние века — новое время».

Цивилизационный подход

В отличие от стадиальных теорий, в том числе марксистской, цивилизационный подход рассматривает исторический процесс в другой плоскости, не в диахронной «вертикали», а в пространственном «горизонтальном» измерении. Сторонники такого подхода полагают, что выделение равноценных цивилизаций позволяет избежать вопроса о прогрессе в истории, а значит — избежать градации развитых, развивающихся и не развитых народов.
Типы цивилизаций:
1)Природные сообщества
2)Восточные цивилизации
3)Западные цивилизации

Формационный подход

Это такой научный подход, который базируется на закономерностях развития государства и права как определенных политических реалиях, сменяемых на определенной стадии развития общества в результате разрешения (революционным способом) существующих антагонистических противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Соответственно, основанием формационного подхода является учение о смене общественно-экономических формаций.

Признаки традиционного общества:

1)преобладание натурального хозяйства, слабая развитость рыночных отношений; 
2)устойчивость социальных структур, институтов, типовых моделей межсубъектных отношений; 
3)господство традиционных форм социального поведения и культурных образцов нормативно-ценностного характера; консервативность общественной психологии и индивидуального мышления, негативное отношение субъектов к большей части социальных инноваций; 
4)доминирование в ранних его фазах духа патриархальной общинности, предполагающей слабую развитость личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженого трансгрессивного духа и стремления к противопоставлению индивидуального «я» общинному «мы»; 
5)высокий социокультурный статус ценностей и норм корпоративной морали и, соответственно, низкая социальная оценка попыток к обретению личностной автономии; 
6)отсутствие специальных общественных механизмов по культивированию пространства социальной и духовной свободы; 
7)жесткая иерархическая поляризованность структуры социума, состоящего не из равноправных граждан, а из вертикально ориентированных социальных диад противоположных сословий и слоев — землевладельцев и крестьян, сеньоров и вассалов; существование правовых ограничений (чаще всего на базе норм обычного права), препятствующих переходам индивидов с одного уровня на другой.


Признаки индустриального общества:


1)машинное производство
2)рост численности рабочих по сравнению с сельским населением
3)рост городов, урбанизация
4)рост роли науки
5)образование становится всеобщим
6)секуляризация общ. жизни
7)падает роль религии
8)индивидуальность человека выходит на первый план
9)образуется единый рынок
10)появляется массовая культура

Признаки постиндустриального общества:

1) выдвижение на первый план сферы услуг. 
2) индивидуализация производства и потребления
3) развитие мелкосерийного производства
4) ведущая роль знаний, науке, информации
5) внедрение ЭВМ и новых технологий
6) стирание классовых различий и формирование среднего класса
7) цивилизация является антропогенной, так как главной ценность является человек