понедельник, 30 сентября 2013 г.

Обществознание #3

ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

КРИЗИС СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ 
В представлениях древних греков добродетель была важна сама по себе; христианство, исходя из идеи первородного греха человека и его будущего спасения, стало рассматривать добродетельную жизнь как путь к этому спасению. На смену распространенным в греко-римском мире взглядам на историю как циклический круговорот пришло осознание линейного (направленного к Судному дню) характера истории.
Августин

Августин (354—430;гг.)-создал учение о «Божьем Граде и Граде Земном»: в земном государстве правители назначены Богом для поддержания порядка, церковь как организация необходима для спасения души.


Фома Аквинский


Фома Аквинский (1225(26)—1274 гг.). Благодаря разуму человек в состоянии распознавать универсальные сущности в вещах. Универсум создан Богом, следовательно, разум и вера (откровение) существуют в неразрывной гармонии.Так же как и Аристотель, Фома рассматривал человека как разумное, духовное и социальное существо, для которого жизнь в обществе — необходимое условие самореализации.


М. Лютер
Р. Бэкон (1214—1292 гг.) и У. Оккам (1285—1349 гг.)— приверженцы теологии, францисканцы. Бэкон пришел к мысли о необходимости более четкого разграничения разума и веры. Философ считал, что приобретение нового знания связано скорее с опытом, чем с опорой на авторитет Священного Писания. У. Оккам утверждал, что реальность Бога нельзя установить логическими средствами, нельзя его познать и через чувственный опыт; единственный путь к Богу — это вера. 

М. Лютер (1483—1546 гг.)- вера не только единственная, но прямая и непосредственная связь с Богом. Церковно-обрядовое понимание спасения было подвергнуто критике.


ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВО: НОВЫЙ ВЗГЛЯД 
Исходным пунктом рассуждений философов Возрождения и Нового времени об устройстве общественной жизни выступает уже не столько общество как целое, сколько отдельный человек, индивид, который в основе своей эгоистичен. Чтобы обуздать его эгоизм, требуется внешняя сила, которая и приходит в лице государства.

Именно из этих посылок исходят такие мыслители, как Н. Макиавелли (1469—1527 гг.) и Т. Гоббс (1588—1679 гг.). Макиавелли создал  учение о механике правления. Целью политики он считал приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства. Суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы. Таким образом, он стоит выше морали и права. Гоббс, исходил из того, что общество и государство должны быть поняты рационально, с научных позиций. 

Другой английский философ — Дж. Локк (1632—1704 гг.), пришел к выводу о нецелесообразности концентрации верховной власти в одних руках либо в одном органе. Локк выдвинул идею разделения законодательной и исполнительной власти. Позднее французский философ Ш. Монтескье (1689—1755 гг.) сделал вывод о необходимости выделения третьей независимой ветви власти — судебной. Так оформилась и постепенно утвердилась в общественном сознании важнейшая политико-правовая мысль новой эпохи — идея разделения властей. В дальнейшем она нашла практическое воплощение в конституциях многих стран Запада и стала основой политического устройства современных государств.
Вольтер


ПРОСВЕЩЕНИЕ: ВЕРА В РАЗУМ И ПРОГРЕСС
Яркий период, вошедший в историю как эпоха Просвещения, выдвинул целую плеяду выдающихся мыслителей. 
Французский философ Вольтер (1694—1778 гг.) утверждал«Из всех живых существ человек наиболее совершенен». Философы того времени полагали, что люди по своей природе добры и стремятся не столько к блаженству в загробном мире, сколько к достойной жизни, благосостоянию в реальном обществе. И эта цель достижима при опоре на науку и просвещение.
Руссо
Руссо (1712—1778 гг.), который разделял многие идеи просветителей, но в то же время по ряду важных вопросов выдвигал собственные. Как и просветители, Руссо считал человека добрым по природе. Он считал, что проникающее в сознание и поступки людей зло связано не с их невежеством, а с самой цивилизацией: городская жизнь и науки извращают то естественное, что есть в человеке. Отсюда понятен выдвинутый им призыв возвращения назад к природе.



СПРАВЕДЛИВОЕ ОБЩЕСТВО И ПУТИ К НЕМУ
Социалистическим, как считали утописты, должно было стать общество, для которого характерны социальная гармония и общность интересов всех граждан, свободный творческий труд и равноправие. Предполагалось также, что промышленное производство и сельское хозяйство будут развиваться на основе государственного планирования. Все члены общества обязательно станут трудиться, а создаваемые ими блага будут распределяться по труду. В таком обществе будет исключена эксплуатация человека человеком. 

МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ
К. Маркс (1818—1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820—1895 гг.) - отказались от господствовавшего в науке положения о том, что решающая роль в общественном развитии принадлежит духовной деятельности людей. Признавая ее существенную роль, основоположники марксизма считали первоосновой общественной жизни и развития трудовую, производственную деятельность, направленную на удовлетворение материальных потребностей. Таким образом, согласно марксизму, общественное бытие определяет общественное сознание, т.е. духовную сторону жизни общества.
Классики марксизма полагали, что на смену капитализму должна прийти новая формация — коммунистическая, основанная на общественной собственности, подлинно справедливом распределении материальных благ. 
Карл Маркс и Энгельс
Маркс и Энгельс, в отличие от социалистов-утопистов, считали, что только острое классовое противоборство, социальная революция могут открыть дорогу к новому строю. При этом насилие, по их мнению, не только исторически неизбежно, но и морально оправдано, потому что пролетарская революция всегда есть ответ на систематическое, вековое насилие господствующих классов над трудящимися.


СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ  ХХв.
Марксистское учение стало одним из наиболее влиятельных в XX столетии. 
Помимо марксизма, в западном обществознании появился и получил развитие ряд теорий общественного развития.
Одним из направлений общественной мысли стал технократизм. Его сторонники исходят из убеждения, что решающим фактором общественного развития выступают техника, производственные технологии. 

Влиятельным философским направлением в XX в. стал экзистенциализм. Его сторонники видят историчность существования человека в том, что он всегда находится в определенной ситуации, с которой вынужден считаться. Вместе с тем человек в состоянии выйти за отведенные ему временем, конкретной ситуацией пределы и стать свободным.